"Что и как читать детям"

"Что и как читать детям"

ЧТО И КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ?

Ничто так не характеризует степень общественного развития,как уровень читающей публики в данный исторический момент.

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка. Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им еще предстоит прочесть.

Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребенка.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они яркие, увлекательные, их воздействие активно. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это еще одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать, но и поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему», «поиграй со мной», что будет, если…».

Аудио-, видеотехника в современном мире не оставляет людям возможности проникнуть в духовность книги, проанализировать прочитанное, разбудить творческое сознание читателя. Она не требует того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей книги.

Поэтому важная задача семьи и дошкольного учреждения – воспитать интерес к книге, к чтению, вырастить грамотного читателя.

Роль книги в жизни ребенка.

  • «Талантливый читатель выгодно выделяется среди других высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной, хорошо развитой образной речью…». Такому ребенку свойственна развитая эмоциональная сфера, высокий уровень психических процессов (память, внимание, воображение).
  • Книги служат для того, чтобы расширять представления ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
  • Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
  • У ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
  • Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность. Это очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте.
  • Во время совместного чтения у ребенка создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
  • Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формирует его ценности. Герои книги совершают разные поступки, переживают различные жизненные ситуации, из которых ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
  • Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают.

Если ребенок уже умеет читать?

Задумываясь о будущем ребенка, взрослые стремятся как можно раньше познакомить его с буквами и научить читать, наивно полагая, что умение читать способствует интеллектуальному развитию, раннему накоплению знаний и будущему успешному определению жизненного пути человека.

Если ребенок научился рано читать - это хорошо. Но взрослый не должен оставлять его наедине с книгой, он по-прежнему должен ему и вместе с ним читать, беседовать о прочитанном, учить ориентироваться в мире литературы.

Как правильно читать детям?

  1. Домашнее чтение должно иметь свободную форму и быть ежедневным.
  2. Читайте детям произведения, строго соответствующие их возрасту и входящие в фонд мировой детской художественной литературы.
  3. Когда вы читаете ребенку художественное произведение, рассмотрите книгу, иллюстрации к ней, проведите беседу о прочитанном, объясните непонятные слова.
  4. Рассмотрите, что понравилось или не понравилось вашему ребенку, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения.
  5. Учите правильному обращению с книгой, концентрируйте внимание на том, кем создана книга, как она называется, кто её иллюстрировал.
  6. Приучайте ребенка воспринимать процесс чтения как интересное, серьезное и важное дело.
  7. Расширяйте и усложняйте круг чтения детей. Введите такой постоянный вид работы, как чтение «с продолжением», т.е. чтение не отдельных небольших произведений, а целой книги. Начинать чтение каждой новой части следует с воспоминаний о том, что было прочитано раньше, с восстановления сюжетной и смысловой схемы.
  8. Создавайте домашнюю детскую библиотеку.
И помните слова С.Я.Маршака, который говорил: «…есть талант писателя, а есть талант читателя. Как и любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве».


Список художественной литературы для детей старшей группы (5-6 лет)

1. Для рассказывания детям:

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (обраб. О.Капицы)

Русская народная сказка «Бабашка, внучка, да курочка» (обраб. И.Карнауховой)

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да маслянный» (обраб. И.Карнауховой)

Русская народная сказка «Мороз, солнце и ветер»

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» (обраб. М.Булатова)

Русская народная сказка «Сивка-бурка» (обраб. М.Булатова)

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обраб. М.Булатова)

Русская народная сказка «Лиса и кувшин» (обраб. О.Капицы)

2. Для чтения детям

Кончаловский Н. «Славен град Москва»

Житков Б. «Что я видел» (гл. о Москве)

Чуковский К. «Телефон»

Пермяк Е. «Как Маша стала большой»

Англ. Песенка «Котята» (обраб. С.Маршака)

Осеева В. «Почему», «Печенье»

Даль В. «Девочка Снегурочка»

Ушинский К. «Ветер и солнце»

Житков Б. «На льдине»

Бианки В. «Синичкин календарь»

Чуковский К. «Тараканище»

Паустовский К. «Квакша»

Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Толстой А. «Косточка»

Заходер Б. «Серая Звездочка»

Горький А. «Воробьишко»

Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»

Киплинг Р. «Слоненок»

3. Для заучивания наизусть

Плещеев А. «Осенью»

Голландская песенка «Счастливого пути»

Майков А. «Колыбельная песня»

Суриков И. «Зима»

Маршак С. «Тает месяц молодой…»

Пушкин А. «Ель растет перед дворцом...» (из «Сказки о царе Салтане»

Серова Е. «Ландыш»

Сурикова И. «Ярко солнце светит»

Есенин С. «С добрым утром»

4. Для заучивания наизусть (дополнительная литература)

Толстой А. «Осень», «Колокольчики мои»

Русская народная песенка «Ранним-рано поутру…»

Демьянов И. «Раньше всех», «Ветер тише, тише»

Капутикян С. «Моя бабушка»

Серова Е. «Гвоздика»

Александрова З. «Подснежник», «Салют весне»

00:25

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!